Назад

16 апреля 2020

О каталоге «И в пир, и в мир, и в добрые люди…»

Татьяна Витальевна Наумова

«И в пир, и в мир, и в добрые люди…». Поневы, юбки, сарафаны, передники из собрания Государственного музея-заповедника «Куликово поле» - Тула, 2019 - 108 с.: ил.

В рамках целевой издательской программы «Костюм в собрании Государственного музея-заповедника „Куликово поле“» в 2019 году был подготовлен второй каталог  традиционной одежды. Автор-составитель этнографического сборника – заведующая отделом фондов музея, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации Татьяна Витальевна Наумова. 

Татьяна Наумова: 

- Каталог «И в пир, и в мир, и в добрые люди…» является логическим продолжением выпуска 2017 года, посвященного основному элементу традиционного костюма – рубахе. Новое издание также содержит материалы, основанные на изучении коллекции текстиля из фондов Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Основными «героями» каталога стали: понева, юбка, и сарафан. Эти элементы русского традиционного костюма, бытовавшие практически на всей территории России вплоть до середины ХХ века, относятся к числу старейших, важнейших и интереснейших элементов «собрания». Интересно, что «собранием» на Куликовом поле называли весь женский гардероб. 

Интерес к русскому традиционному костюму со стороны не только исследователей, научных реконструкторов, музейных работников, но и дизайнеров и модельеров не случаен. Использование натуральных тканей, благотворно влияющих на кожу человека и здоровье в целом, лаконичный и удобный покрой, практически безотходное использование тканей, яркий и самобытный орнамент делают традиционный костюм привлекательным для все более широких масс населения. Сейчас, в эпоху моды на все «натуральное», трудно найти что-то более натуральное, чем традиционная одежда. 

Итак – понева. Это юбка из шерстяной или полушерстяной ткани с использованием растительных волокон.  В большинстве своем на территории Тульской области и сопредельных регионов поневы были клетчатыми, имели прошву – вставку из хлопчатобумажной гладкой темной ткани, завязывались на плетеный или тканый шнурок-гашник; украшались по подолу тесьмой, лентами, «позументом» и т.п. Носили поневу поверх рубахи. В коллекции музея-заповедника около 30 понев. Почти все они представлены в каталоге.

К 1 половине ХХ века, сохранив название, понева претерпевает значительные изменения. Домотканина выходит из «моды». Все чаще поневы шьются из фабричных тканей, делаются более пышными, яркими, приобретают оборки и «воланы». Классическая понева становится элементом одежды более старшего поколения. Молодежь после Великой отечественной войны окончательно «переделывает» поневу в юбку. Образцов юбок различного кроя и из различного вида тканей, датируемых 1930-1950-ми годами, в коллекции музея насчитывается около 35 экземпляров.

Если говорить о наиболее интересных образцах в фондовой коллекции и, соответственно, в каталоге, то можно остановиться на единственной в своем роде распашной поневе. Самая старая по времени изготовления и наиболее близкая к архаичным образцам понева в собрании музея-заповедника — понева распашная. Это классический прямоугольник, сшитый из трех равновеликих кусков шерстяной ткани, который закреплялся на талии при помощи плетеного шнурка-вздержки — гашника. 

Изготовление поневы из нескольких фрагментов объясняется очень просто: ширина полотна, получаемого на ткацком домашнем стане, — 0,35–0,45 м. При надевании соединенные спереди полы распашной поневы оставляли открытой нижнюю часть рубахи. Это вызывало необходимость дополнительного украшения ее подола полосами узорного тканья, вышивкой, прошивками. Однако и сама понева, предназначенная, по всей видимости, для ношения в праздничные дни, богато украшена. Высота изделия — 55 см, общая длина — 118 см. То есть если предположить, что рост хозяйки этой вещи был от 150 до 160 см, то длина поневы была чуть ниже колена.

Ну и, наконец, сарафан, который и сейчас является одним из любимых элементов одежды российских женщин. Сарафан — это собирательный термин, обозначающий длинную одежду на плечиках, лямках. Носили сарафаны и в крестьянской, и в городской среде. Материалы и способы изготовления были различны и зависели в нашем регионе в рассматриваемый период (начало – середина ХХ века) только от фантазии рукодельницы. Коллекция сарафанов в музее небольшая — всего около 20 единиц хранения. Большинство  сарафанов по типу относятся к круглым, или прямым (московским). Круглый сарафан шился из 4–8 прямых полотнищ ткани в виде высокой широкой юбки, присборенной на груди. Лямки пришивались на груди и спине. Еще одним удобством этого сарафана была возможность расставлять или зауживать его в нагрудной части в зависимости от изменения фигуры владелицы.

В настоящее время ведется работа по подготовке к изданию 3 части каталога. Она будет посвящена верхней одежде, обуви, головным уборам и аксессуарам – поясам, нагрудным и наспинным украшениям и другим деталям традиционного костюма.