Назад

23 июля 2019

Археологи музея-заповедника «Куликово поле» отмечают 10-летие изучения Засечной черты

В 2020 году будет отмечаться 500-летие Тульского кремля как начала строительства Засечной черты. Нынешний год – также год юбилея, пусть и небольшого. Ровно 10 лет назад отдел археологии музея-заповедника «Куликово поле» вплотную занялся изучением Засечной черты Московского государства и Тульских засек, в частности. А натолкнула на эту масштабную тему случайность…

Научный сотрудник музея-заповедника Игорь Бурцев, автор исследований Засечной черты:

– В 2009 году вместе с археологами Олегом Заидовым и Михаилом Коноревым мы обследовали путь Дмитрия Донского от Оки до Дона. В ходе разведки в лесу под Ясногорском натолкнулись на селище XVI века. Засомневались: может быть, оно связано с засекой? На это указывали и валы, тянувшиеся по опушке леса. Олег Заидов считал, что валы – противопожарные, я же предположил, что межевые.

Засечная черта представляла собой систему засек и других полевых укреплений – земляных валов, рвов, частоколов, надолбов, волчьих ям, крепостей-острожков и отдельных башен. Масштабная система укреплений существовала на юге Московского государства в середине XVI–XVII веке. 

Один из участков Засечной черты. Рисунок В.М. Неделина

Интересно, что исследователь Засечной черты из Бронниц И.Л. Чернай все валы относил к оборонительным. После неожиданных находок археологи решили проверить все объекты, описанные Чернаем, и найти ответы на свои вопросы. Для чего, например, оборонительные валы в лесах расположены не только с южной, но и с северной стороны? 

Игорь Бурцев: 

– Еще во время полевых исследований засек в районе Орловых ворот нам удалось обнаружить остатки крепости размерами 360 метров на 100. Однако археологи А.В. Никитин и И.Л. Чернай описывали ее совсем иначе. Угловые башни крепости – пятиугольные, как европейские, а не округлые, как утверждали исследователи. На южной стене крепости есть треугольная башня (редут), которую никто никогда не замечал. Вот тут-то мы и поняли, что ничего толком не знаем про Засечную черту! 

Работу археологи музея-заповедника «Куликово поле» начинали практически с нуля. Проблема состояла в том, что вокруг засек сложилось много всяких вымыслов и нелепостей. Например, любые насыпи и канавы внутри засечных лесов и до сих пор принято относить к оборонительным валам и рвам, любое городище – к крепостям засечной черты. Также любые леса Тульского края могли объявить засечными, любой город приписать к Засечной черте.

Игорь Бурцев: 

– Пришлось отделять «зерна от плевел», выяснять, что о засеках – правда, а что – ложь. Нужно было с головой окунаться в архивную пыль – исследовать любые документы, связанные с созданием и ремонтами Засечной черты, любые упоминания о засеках и засечной страже. Причем, не только документы XVI–XVII, но и XVIII–XIX веков. А в XVIII веке появились карты, планы и схемы засечных лесов. Все это нужно было аккумулировать и учитывать в ходе натурных (полевых) работ, которые проводились параллельно с архивными и теоретическими изысканиями.

В результате комплексных историко-археологических исследований были выявлены истинные границы засечных лесов, которые сильно разрослись спустя века. Исследования показали, что как минимум с XVIII века, засечные леса были окаймлены рвами и валами, обнаружив которые, удалось выделить старые засечные массивы. Эти валы и рвы по периметру засек археолог И.Л. Чернай выдавал за оборонительные сооружения и даже создал их классификацию. А в ходе исследований специалистов музея-заповедника «Куликово поле» выяснилось, что эти валы и рвы межевые, отделявшие засечные леса от частных земель. Это также подтверждают архивные документы и карты. Так, в 1764 году по заказу Императорского Тульского оружейного завода инженер-капитан Алексей Тучков проводил топографическую съемку засечной черты и описал все границы засечных лесов. К слову говоря, Алексей Тучков впоследствии стал генералом, отцом пяти генералов, четыре из которых стали героями Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1815 годов.

За годы исследований 2014–2019 годов археологи «Куликова поля» сделали первые подробные топографические съемки засечных крепостей у Орловых ворот, вала к северу от Венева (Грабороновы ворота) и части вала Новый Завитай – пока единственных известных сохранившихся укреплений Черты. 

Топографический план Орловых ворот

 

Орловы ворота

Засечные, или заповедные, леса исстари прорезали дороги, которые позволяли поддерживать сообщение Москвы с южными городами (Епифань, Данков, Орел, Воронеж, Белгород и другие) и проезду торговцев. На этих дорогах для защиты и создания препятствий в случае войны устраивали специальные ворота и другие препятствия – надолбы (вертикально или под углом вкопанные бревна, одиночные или соединенные поперечными жердями, «кобылинами», наподобие барьеров в конкуре), «опускные» надолбы и колоды (нечто вроде шлагбаумов). 

Свое название Орловы ворота получили по расположенной на дороге в 1,5 километрах южнее засек деревни Орлово. Населенный пункт существует до сих пор. В 1638 году на этой дороге под руководством воеводы князя Н. Барятинского был поставлен обнесенный рвом острожек. Размеры его были около 52×50 метров, высота стены – более 4 метров. Проездная деревянная южная башня острога имела размеры 8×10 метров. Вокруг острожка был выкопан ров и поставлены ряды надолбов, на дороге - «опускные надолбы». По свидетельствам Засечной книги 1638 года в острожке стояли одна пищаль калибром 3 гривенки (3 фунта) и два тюфяка (дробовика). Гарнизон Орловых ворот составляли около 20 человек – пушкарей, засечных сторожей и детей боярских. К слову, в составе Засечной черты существовало более 20 таких острогов.

Обследование крепости у Орловых ворот. Северный угол 

 

В ходе археологических исследований у Орловых ворот были обнаружены фрагменты керамики XII-XVIII веков, железные изделия (кованая дверная петля и нож), предметы быта и одежды, конского снаряжения, топоры, нательные кресты, наконечник стрелы, монеты, свинцовый брусок (вероятно, для отливки пуль), свинцовая прикладная печать. В центре печати предположительно изображен двуглавый орел, надпись, возможно, читается как: «На мижи п[е]чать … замок». Эти находки сейчас можно увидеть в Музейном комплексе «Куликово поле» в Моховом на выставке «Государева стража: южные границы Русского государства в XVI-XVII веках». Для новой выставки на основе документов и археологических исследований был также создан макет острога. 

Макет Орловых ворот на новой выставке «Государева стража»

 

Вал у реки Осетр

Топографическая съемка крепости Грабороновых ворот

 

Вал в районе Венева, пересекавший реки Осетр и Сухой Осетр, был возведен, по видимости, в середине 1590-х годов. Его протяженность была около 6 километров. Согласно Засечной книге 1638 года он был обложен дерном с западной стороны, с его восточной стороны был выкопан ров глубиной 3,2 метра, подходы ко рву были заграждены надолбами и волчьими ямами (ямы, в дно которых были вбиты колья). На валу были расположены Грабороновы ворота и 3 редута. Ворота получили свое название по деревне Грабороново (до XVIII века – Гравороново, сейчас – Грабоново), расположенной в 2 километрах юго-восточнее.

Вал в разрезе

 

В дозорной книге Веневской засеки (между 1613 и 1626 годами) упоминается острог на берегу реки Осетр. Его можно ассоциировать с распаханным укреплением, которое зафиксировал А.В. Никитин в 1949 году. Поскольку все перечисленные укрепления созданы по европейским образцам и имеют сходные конструктивные элементы (бастионы, равелины), можно предположить, что весь вал на левом берегу Осетра был создан до 1626 года (то есть в 90-е годы XVI века). В 1743 году южная часть вала с прилегающей землей была отмежевана генерал-лейтенанту Игнатьеву и со временем распахана. В настоящий момент сохранилось около 1,5 километров северной части с Грабороновыми воротами и 2-мя редутами.

 

Вал Новый Завитай

К югу от Тулы был возведен вал под названием «Город Завитай», идущий от Тулы к Малиновой засеке, в основе которого были «тарасы» (срубы, наполненные землей). В 1638 году его реконструировали, и тогда он был высотой до 4 метров, толщиной до 6,5 метров, длиной около 11 километров. С польской стороны вала был выкопан ров глубиной и шириной около 4,3 метров. На валу были устроены 8 больших (56,2 х 58,3 м, 70,2 х 75,6 м) и 12 малых (51,5 х 50 м, 27 х 22 м) башен. 

Башня вала Новый Завитай

 

Вал не довели до засеки, но в 1639 году был сделан Новый Завитай длиной более 2 километров, на котором было две малых башни и ров, заполненный водой. У обоих Завитаев с «русской» стороны была сделана площадка («нижняя завалина») и плетень для обороняющихся. По верху валов для защиты от стрельбы было устроено 18077 туров (от лат. turris – башня – плетеная из прутьев или хвороста цилиндрическая корзина высотой и диаметром около 1 метра, наполненная землей для защиты от пуль и ядер). Кроме того, было устроено 4 пороховых погреба, 4 ворот с опускными надолбами и «бревнами заметными большими дубовыми» на вертлюгах (особые поворотные опоры).

 

Игорь Бурцев:

– В настоящее время поиски укреплений Засечной черты продолжаются. Мы идентифицировали практически все места нахождения острогов в районе ворот на территории Тульской области. Одна из проблем – отсутствие привязок к определенным географическим объектам. Главная проблема – отсутствие времени и финансов на осуществление непосредственных поисков укреплений на территории в несколько десятков гектаров. Невзирая на это, мы готовим книгу, посвященную Засечной черте. Это, конечно, будет научный труд, но мы постараемся его сделать доступным простым читателям. Особенностью этой книги станут никогда не публиковавшиеся документы, которые помогут понять, насколько сложной и важной для государства была как сама Засечная черта, так и служба на ней.