Назад

06 мая 2020

Епифань в годы Великой Отечественной войны

В этом году мы отмечаем 75 лет Великой Победы. Она досталась нашему народу дорогой ценой. Много сил и жизней было отдано для ее достижения. 

Епифань почувствовала на себе все ужасы войны уже в самом ее начале. 18 ноября 1941 года ее заняли фашистские войска. Это был важный стратегический объект и для врага, и для Красной Армии. Так вспоминал эти события Ф. И. Голиков - командующий 10-й армией РККА в своей книге «Битва за Москву»:

«323-я дивизия в 4 часа утра 10 декабря получила мой приказ, по которому должна была из района станции Епифань вместо дальнейшего наступления к западу повернуть прямо на юг и овладеть г. Епифань. Его освобождение имело очень важное значение для исхода боев на р. Дон. Противник это хорошо понимал и упорно держался за город. Каменные здания Епифани были приспособлены под огневые точки. Вокруг и внутри города находились оборудованные артиллерийские и минометные позиции. На окраинах - окопы. Для обороны Епифани были сосредоточены основные силы 10-й моторизованной дивизии Гудериана.

Удар по противнику в Епифани было решено нанести с ходу. 323-я стрелковая дивизия, совершив с боями 20-километровый марш, подошла к городу. Здесь на наши части обрушился шквал пулеметного и артиллерийского огня. Стрельба велась с окраин города. Не имея достаточных средств подавления, наши части залегли.

Когда 13 декабря в 9 часов утра мы с членом Военного совета армии Т. Л. Николаевым подъехали к городу, интенсивный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь противника по расположению частей 323-й дивизии продолжался. Город был окутан черным дымом. Горели дома, склады и разные другие постройки. От взрывов пламя то и дело вздымалось к небу.

Боевые порядки дивизии оказались растянутыми на большом пространстве. Бойцы закопались в снег и противнику отвечали вяло. Было много потерь. Требовалось вмешательство. Полковнику И. А. Гарцеву было приказано наступление в лоб прекратить, собрать разбросанные части и основными силами нанести противнику удар на левом фланге дивизии с охватом Епифани с юга. Удару слева благоприятствовало весьма успешное продвижение ее левого соседа 326-й дивизии. К 12 с половиной часам 13 декабря перегруппировка частей дивизии была закончена. Огонь единственного дивизиона артполка и батарей стрелковых полков был нацелен на огневые точки противника, больше всего мешавшие продвижению нашей пехоты. Особенно хорошо действовали орудия прямой наводки. После их огня пулеметные точки неприятеля начали умолкать. Части дивизии немедленно воспользовались этим и с трех сторон атаковали город.

В результате напряженного боя передовые подразделения после полудня ворвались в Епифань и завязали уличные бои.

В 15 часов Епифань была освобождена».

Вспоминал эти события и генерал-полковник Гудериан в своей книге «Дневник солдата»:

«10-я мотодивизия моей армии вела оборонительные бои в Епифани... 13 декабря 2-я армия продолжала отход. При этих обстоятельствах 2-я танковая армия не была в состоянии удержаться на рубеже Сталиногорск, р. Шат, р. Упа, тем более что 112-я пехотная дивизия не имела достаточно сил для того, чтобы оказать дальнейшее сопротивление и задержать наступление свежих сил противника».

«Старый тракт из Рязани на Михайлов - Епифань - Богородицк. Старинные русские города, названия которых записаны еще в летописях времен татарского нашествия. Древняя, родная русская земля, сердце России.

Русские войска снова идут по этим старым дорогам, изгоняя чужеземцев, опоганивших и испепеливших все, что нами, нашими руками, возведено, на этой земле…

… Но сейчас Епифани нет. Среди огромного пожарища высятся только несколько остовов полуразрушенных церквей. Темнеет. В полутьме по развалинам еще бегут то здесь, то там низкие языки пламени. Пахнет гарью, - через город почти невозможно проехать. И все-таки вслед за нашими войсками люди пришли на пепелище, они стоят, сжимая кулаки, глядя на развалины города сухими от ненависти глазами. Они возвратились сюда жить и работать и, пока они не построят этого города вновь, они будут работать на этих развалинах. Немцы не могли осилить нас огнем своих орудий, они не остановят нас и пожарами наших городов. … … 

Город Епифань. Вернее, то, что было городом Епифанью, и то, что будет городом Епифанью. Да, будет, потому что исчезнет с земли вся эта немецкая сволочь, все эти убийцы, мародеры и насильники, а русские города, разрушенные ими, восстанут из праха, как они восставали уже не раз, и будут стоять еще века на тех самых местах, где они уже веками стояли».

Так писал об освобожденной Епифани Константин Симонов в «Красной звезде» от 17 декабря 1941 года. 

О тяжёлых боях за город и близлежащие населенные пункты говорят и потери наших бойцов. Погибшие красноармейцы сначала были захоронены на месте гибели, но затем прах их перенесен в Епифань. Здесь в братской могиле покоятся 398 погибших бойцов 323-й стрелковой дивизии 10-й армии. К 50-летию Великой Победы на месте воинского захоронения был установлен новый обелиск. 

Потомки советских солдат, воевавших в Епифани, приезжают почтить память своих близких. В 2012 году Музей купеческого быта посетил Олег Александрович Командиров из Магнитогорска. Его дед - Сергей Иванович Командиров - попал в плен в Епифани 24 ноября 1941 года. До войны жил в Башкирии в Шаранском районе, в деревне Людмиловка с женой Пелагеей Филипповной. 14 августа 1941 ушел на фронт. У него на тот момент было уже двое детей - трехлетний сын Анатолий и годовалый Александр – отец Олега Александровича. 

Сергей Иванович и Пелагея Филипповна

Внук нашел рассекреченные документы на сайте Министерства обороны. Сегодня и мы можем узнать о судьбе защитника Епифани. По одним сведениям – Сергей Иванович Командиров, рядовой, стрелок, погиб от ран в июне 1942 года. Однако немецкие документы из концлагеря говорят другое. Красноармеец 168 кавалерийского полка был пленен в Епифани в первый год войны и умер в немецком лагере Шталаг VI К (326) от туберкулеза легких 5 сентября 1944 года.

Многие воины положили  жизни, освобождая Епифань, кто-то пропал без вести, кто-то умер в плену и их близкие до сих пор не знают о судьбах предков. Но благодаря их подвигу мы живем на этой земле. 

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

И к мёртвым выправив билет,

Всё едет кто-нибудь из близких

И время добавляет в списки

Ещё кого-то, кого-то нет...

И ставит, ставит обелиски.

Стихотворение Константина Симонова

К сожалению, все меньше и меньше свидетелей тех событий остается рядом с нами. Для выставок о Куликовом поле в годы Великой Отечественной войны нам удалось записать воспоминания очевидцев тех событий. Историю военных действий вблизи Епифани в ходе оборонительной операции «Битва за Москву» в ноябре-декабре 1941 года и воспоминания детей войны смотрите в фильме «Неизвестная битва»:  https://www.youtube.com/watch?v=02uYWQ_aiAs .

Экскурсовод Музея купеческого быта в Епифани

Ольга Мещерякова

С разрешения Олега Командирова мы публикуем фотографии и копии документов из архива ЦАМО