Старая версия сайта Узнать цены
Блог музея
20202019201820172016201520142013
История одного предмета. Новогоднее поздравление на фронт
22 декабря
История одного предмета. Памятные предметы иконописца Никиты Дмитриевича Люличева
9 декабря
Родом из Епифани. Дворяне Савельевы. Часть первая
25 ноября
Родом из Епифани. Дворяне Савельевы. Часть вторая
25 ноября
Родом из Епифани
3 ноября
День Рождения в музее
2 ноября
Родом из Епифани. Купец Дмитрий Иванович Брежнев
28 сентября
Родом из Епифани. Вице-адмирал Михаил Александрович Кедров
9 сентября
История одного предмета. Историческая графика Алексея Дементьевича Шмаринова
11 августа
Родом из Епифани. Арсений Петрович Оводов
1 августа
Родом из Епифани. Купец А. А. Оводов
20 июня
История одного предмета. «Дмитрий Донской» и Сергей Петрович Бородин
1 июня
История одного предмета. К 71-й годовщине Великой Победы. Письмо с фронта
29 апреля
История одного предмета. К 75-летию героической обороны Тулы. Фляга красноармейская
21 апреля
История одного предмета. Фотографии и подарки почетных посетителей Куликова поля – советских космонавтов.
12 апреля
Родом из Епифани. Константин Иванович Расторгуев
11 апреля
История одного предмета. К 75-летию героической обороны Тулы
4 апреля
Родом из Епифани. Купцы Расторгуевы.
29 марта
История одного предмета. Иконы Богородицы. Богоматерь Федоровская
25 марта
Родом из Епифани. Купцы Суровы
28 февраля
История одного предмета. Пражские гроши Вацлава IV
8 февраля
Родом из Епифани. Петр Михайлович Логвинов
3 февраля

История одного предмета. Памятные предметы иконописца Никиты Дмитриевича Люличева

Многие предметы из фонда музея-заповедника попали к нам благодаря людям, которые дорожат памятью о своих предках. Новая публикация – это история об иконописце Никите Дмитриевиче Люличеве и его потомках, передавших в музей памятные предметы.

Знакомство правнучки Н.Д. Люличева Галины Владимировны Шацкой с сотрудником музея и известным тульским краеведом Сергеем Васильевичем Кусакиным состоялось в 2009 году. На Куликово поле Галина Владимировна приехала однажды в поисках могилы сестры своей бабушки Клавдии Никитичны Люличевой. В семье помнили, что она учительствовала в Епифани и Монастырщино, и на старинном  епифанском кладбище Галина Владимировна пыталась отыскать могилу родственницы. Поиск не увенчался успехом. Г.В. Шацкая обратилась в местный музей. Так произошла ее встреча с Сергеем Кусакиным. В то время он работал над первым томом своей книги «Храмы Куликова поля» и фамилию Люличевых встречал в архивных документах, но не касательно Епифани, а села Монастырщино. Никита Люличев был мастером-иконописцем, спроектировавшим и изготовившим главный иконостас монастырщинского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Галина Владимировна Шацкая оказалась его правнучкой по линии старшей дочери Александры Никитичны. О том, чем прославился предок, она и не подозревала, хотя в семье говорили, что Никита Дмитриевич был талантливым художником. Сохранилась необычайно светлая и воздушная икона Николая Угодника, написанная им. В фонды музея Галина Владимировна Шацкая передала кисти своего предка и его подлинную фотографию.

Никита Дмитриевич Люличев родился в 1845 году в семье казенного крестьянина села Монастырщино. В детстве у него обнаружился огромный интерес и любовь к рисованию. Обладая незаурядным талантом к живописи, с 27 лет он стал профессионально заниматься иконописным промыслом, писал святые иконы по заказу. Через несколько лет художник Люличев получил свидетельство от Тульской духовной консистории на право проектирования и изготовления иконостасов, и написания для них икон.  

В январе 1878 года Никита Дмитриевич женился на дочери пономаря местного приходского храма Ольге Михайловне Полетаевой. В ноябре того же года у них родилась дочь Александра. Всего в семье Люличевых было три дочери и сын. 

В 1890 году завершилось строительство настоящей церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино. На проектирование и изготовление главного иконостаса в ней члены строительного комитета подрядили местного мастера-иконописца Никиту Люличева. Это был первый крупный заказ для молодого художника. Одновременно с выполнением этого подряда, в 1893 – 1895 годах он ремонтировал иконостас в Архангельской церкви села Муравлянка-Гагарино и писал для него иконы. 

10 сентября 1896 года благочинный округа Сергей Сергеевич Дружинин представил в Тульскую духовную консисторию опись настоящего храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, составленную при участии местных священников Ивана Васильевича Богоявленского и Михаила Лукича Никольского. Тело трехъярусного иконостаса, изготовленного Никитой Дмитриевичем Люличевым по собственному проекту, было сделано из соснового леса и выкрашено светло-розовой краской. По колонам и отдельным местам его украшала резьба, вызолоченная на полименте. В нижнем местном ярусе помещались шесть икон, написанных «по золотому фону чеканной работы». Искусно художник выполнил изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на царских вратах, архангелов Михаила и Гавриила на южной и северной дверях. Во втором ярусе иконостаса располагались семь образов. Он отделялся от верхнего ряда алтарной преграды полукруглой аркой, в которой помещались десять икон круглой формы в позолоченных рамках. В середине третьего яруса стоял образ Покрова Пресвятой Богородицы. Слева от него – царь Давид, справа – пророк Исайя. Завершал вертикаль иконостаса деревянный крест. 30 сентября, по благословению епископа Тульского и Белевского Иринея, благочинный округа Сергей Дружинин освятил главный алтарь Богородицерождественской церкви. 

Через два года после этого знаменательного события члены церковно-приходского попечительства Никитского храма села Никитского на Дону подрядили Никиту Дмитриевича Люличева на поправку и окраску тела иконостаса, и написание для него святых икон. По смете они «договорились» с живописцем «ценою за 1000 руб.» Благочинный округа в письме епархиальному начальству писал, что все работы производимые художником Люличевым в «нашей местности, как оказалось на деле впоследствии: добросовестны, прочны и довольно изящны». Тульская духовная консистория разрешила произвести возобновление алтарной преграды с использованием  800 рублей из средств церковно-приходского попечительства и 200 – из церковных сумм. Работы по ремонту иконостаса и написанию образов Никита Дмитриевич выполнил на высоком профессиональном уровне. 

21 августа 1901 года причт и церковный староста церкви Рождества Пресвятой Богородицы при общем согласии прихожан решили возобновить иконостас в приделе Архистратига Михаила. В письме епархиальному начальству просители написали, что он был устроен в строящейся церкви 31 год назад с тем, «чтобы поскорее приблизить отправление Богослужения», и поэтому на фоне богатого благолепного убранства храма выглядел «убогим и грязноватым». Предстояло сделать новую лицевую сторону иконостаса, украсить ее приличной резьбой, позолотой и хорошей живописью. 

На все перечисленные работы по обновлению придельного алтаря был подряжен художник-живописец Никита Дмитриевич Люличев – «человек добросовестный и честный». Он подготовил план-рисунок лицевой части алтарной преграды Архангельского предела и составил смету на 1100 рублей. Тульская духовная консистория разрешила причту и старосте использовать на устройство нового иконостаса 800 рублей церковных денег и 300 – пожертвованных прихожанами. 

Лицевая сторона алтарной преграды была сделана заново из соснового леса «с приличною резьбою, хорошей живописью и позолотой». Иконы в ней располагались в три ряда. В середине первого ряда располагались царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов, справа от них образа – Спасителя и Собор Архистратига Михаила, слева – Богородицы с Предвечным Младенцем и святителя Митрофана Воронежского. Во втором ярусе по обеим сторонам от «Тайной вечери» помещались «поясные» иконы святых князей великомучеников: справа – Бориса, слева – Глеба. За ними стояли «двуличные изображения святых пророков: справа – Даниила и Сафония, слева – Моисея и Ионы. Над ними, в верхнем ряду располагался образ Спасителя, сидящего на престоле. Святой Крест Господень с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Богословом завершали вертикаль иконостаса. 

Согласно смете художник Люличев написал два запрестольных образа в алтарь – Распятие Иисуса Христа и Знамение Пресвятой Богородицы, искусно сделал под них тумбы с позолоченной резьбой, отреставрировал Боголюбскую икону Божьей Матери, поправил и вызолотил киот на ней. Возобновленный иконостас придал внутреннему убранству храма более благолепный и торжественный вид. 

25 сентября 1902 года благочинный 4-го округа Епифанского уезда священник села Бахметьева Федор Федорович Успенский освятил предел во имя Архистратига Михаила. 

Время не пощадило убранство монастырщинской церкви. В 30-е годы XX века она была закрыта, иконы и утварь пропали, помещение стало использоваться в качестве зернового склада. Главный иконостас дожил до наших дней в плачевном состоянии. Не сохранилось икон и центральной части, фигурная резьба алтарной преграды была утрачена практически на 98 %. И все же в 2010 году реставраторы смогли сохранить и восстановить иконостас на сохранившемся теле, изготовленном Никитой Дмитриевичем Люличевым. 

В письменных и архивных источниках иконостасу, к сожалению, было уделено незначительное внимание. Восстанавливать алтарную преграду пришлось, опираясь на сохранившиеся образцы убранства храмов 19 века, а также по незначительным свидетельствам былого изящества – по сохранившемуся элементу резьбы на падуге (переход от плоскости стены к поверхности потолка), по оставшимся отпечаткам резьбы, следам нагара свечей и вековой пыли. Специалисты очистили и укрепили сохранившиеся детали алтарной преграды, отреставрировали боковые киоты и падугу. По эскизам, разработанным еще в преддверии празднования 600-летия Куликовской битвы, создали центральную часть алтаря. Восстановили позолоченные резные элементы декора. Новые иконы были написаны в соответствии с традициями XIX столетия.  

В архивном документе за 1913 год Никита Дмитриевич Люличев показан домохозяином под № 181 села Монастырщино Куликовской волости Епифанского уезда. Возраст - 67 лет, вдов, грамотный, работает по заказу круглый год в течение 40 лет. Среднегодовой заработок Люличева составлял 300 рублей. В справке упоминается сын Николай. 27 лет, холост, грамотный, преподаватель в гимназии, с годовым доходом 1800 рублей, из которых 300 ежегодно высылал отцу в родное село. Было и две дочери девицы: Клавдия (29 лет) и Екатерина (25 лет). Известно, что Клавдия Никитична Люличева была учительницей в Епифани и Монастырщино (награждена Орденом Ленина). Похоронена на епифанском кладбище. Старшая дочь художника – Александра - имела семью. Ее внучка Галина Владимировна Шацкая и открыла для музея новые факты рода Люличевых.