Старая версия сайта Узнать цены
Блог музея
20202019201820172016201520142013
История одного предмета. Новогоднее поздравление на фронт
22 декабря
История одного предмета. Памятные предметы иконописца Никиты Дмитриевича Люличева
9 декабря
Родом из Епифани. Дворяне Савельевы. Часть первая
25 ноября
Родом из Епифани. Дворяне Савельевы. Часть вторая
25 ноября
Родом из Епифани
3 ноября
День Рождения в музее
2 ноября
Родом из Епифани. Купец Дмитрий Иванович Брежнев
28 сентября
Родом из Епифани. Вице-адмирал Михаил Александрович Кедров
9 сентября
История одного предмета. Историческая графика Алексея Дементьевича Шмаринова
11 августа
Родом из Епифани. Арсений Петрович Оводов
1 августа
Родом из Епифани. Купец А. А. Оводов
20 июня
История одного предмета. «Дмитрий Донской» и Сергей Петрович Бородин
1 июня
История одного предмета. К 71-й годовщине Великой Победы. Письмо с фронта
29 апреля
История одного предмета. К 75-летию героической обороны Тулы. Фляга красноармейская
21 апреля
История одного предмета. Фотографии и подарки почетных посетителей Куликова поля – советских космонавтов.
12 апреля
Родом из Епифани. Константин Иванович Расторгуев
11 апреля
История одного предмета. К 75-летию героической обороны Тулы
4 апреля
Родом из Епифани. Купцы Расторгуевы.
29 марта
История одного предмета. Иконы Богородицы. Богоматерь Федоровская
25 марта
Родом из Епифани. Купцы Суровы
28 февраля
История одного предмета. Пражские гроши Вацлава IV
8 февраля
Родом из Епифани. Петр Михайлович Логвинов
3 февраля

История одного предмета. Иконы Богородицы. Богоматерь Федоровская

Иконы Богородицы. Богоматерь Федоровская 

День памяти - 27 марта.

Фонды музея-заповедника «Куликово поле» хранят много икон. Но особое место в собрании принадлежит иконам Богородицы. Конечно, это не случайно. Вся история Побоища на Дону наполнена богородичными символами. На Успение Богородицы на Девичьем поле Коломны великий князь Дмитрий Иванович проводит смотр войск и удивляется невиданному по численности войску, готовому к схватке с Мамаем. В праздничный день Рождества Богородицы русские рати разгромили врага на поле Куликовом. На Покров Богородицы ликующая и рыдающая Москва встречала воинов победителей и…тела родичей, для которых Рождество Богородицы стало последним праздником в жизни. 

Особое почитание Богородицы русичами отмечено еще в Киевской Руси. Именно туда из Византии были привезены образы Богоматери, именно там наши предки познакомились с различными видами канонического изображения Пресвятой Девы Марии. Это и ОРАНТА («Молящаяся»), ПАНАГИЯ (на Руси – «Знамение»), и ОДИГИТРИЯ («Путеводительница), и ЕЛЕУСА («Умиление»). 

Но впечатлительные и благородные сердца русских были покорены именно образом Богородицы Умиление (Елеус). Не случайно к этому типу относятся самые почитаемые на Руси иконы: Владимирская икона Божией Матери, автором которой считается первый иконописец-евангелист Лука, и Донская икона Божией Матери, история которой неразрывна с историей Куликовской битвы, а авторство гениального Феофана Грека – почти неоспоримо. 

Почему Богородица Елеуса так пленяет наши сердца? Именно на этом образе в Христе-Богочеловеке так много человеческого. В склоненных друг к другу головах Богоматери и младенца Христа столько нежности и печали, ведь Крестный Путь предугадывается ими. Обращаясь к этому образу, мы думаем о своих мамах – с благодарностью и мольбой о прощении, и о своих детях – с нежностью, всегдашней тревогой и добрыми упованиями. Вот почему во все века русской истории Богоматерь Умиление была любима иконописцами. Не исключение – героический XIX век. 

Иконографический тип «Умиление» (Елеус) один из излюбленных типов изображения Богоматери в русской иконописи. Богородица запечатлена с младенцем Христом на руках, который нежно прижимается своей щекой к щеке Матери и обнимает Ее за шею. Известно несколько видов почитаемых икон этого типа. Один из них – Федоровская икона Божией Матери. 

Композиционная особенность образа в том, что младенец сидит на правой руке Богородицы и его левая ножка обнажена до колена. Когда и при каких обстоятельствах на Руси появилась Федоровская икона Богоматери не известно, но первые упоминания об иконе со схожей композицией появляются уже в 12 веке и связаны с городом  Городцом, где она находилась до нашествия войск Батыя. Икона была утрачена, но вскоре явлена вновь. Согласно одному из преданий, 16 августа 1238/9 года  костромской князь Василий Юрьевич во время охоты на одном из деревьев увидел икону, которую после всеобщей молитвы, сняли с дерева и отнесли в главный храм города. В Повести о явлении чудотворной иконы Федоровской говорится: «видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, яко мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату…».  По имени святого воина назвали и сам образ. Слава о чудесах костромской иконы распространилась по всей Руси, и Федоровская икона Божьей матери стала одним из самых любимых и почитаемых образов.

В музее-заповеднике «Куликово поле» хранятся две иконы «Богоматерь Федоровская», написанные разными иконописцами в 19 веке. День памяти чудотворной иконы Божия  Матерь Феодоровская  отмечается православным миром 27 марта.