Назад

16 ноября 2023

Куликовская битва в литературных произведениях

Вставшие под знамена князя Московского Дмитрия войска полутора десятков русских княжеств своим подвигом проложили путь к независимости и объединению русичей. Их победа в 1380 году над ордынцами под предводительством темника Мамая привела к тому, что Москва стала центром притяжения русских земель, а Куликово поле – Первым ратным полем России, «откуда Русь пошла». Победа в Куликовском сражении укрепила политический авторитет Москвы – центра формирующегося государства, и спустя век с золотоордынским игом было покончено.

Естественно, столь значимое историческое событие – битва на Куликовом поле – не могло не отразиться в искусстве вообще и в литературе – в частности. Куликовская битва стала плодом социально-экономического и политического развития русских земель в Средневековье, и посвященные ей произведения литературы так или иначе отражали общественную мысль того периода.

«И от начала миру не бывала такова сила русских князей» – эти слова летописца – рефрен всех памятников литературы, посвящённых Битве. Ни одному историческому событию не было посвящено столько литературных памятников, как Мамаеву побоищу. По «горячим следам» сражения (по историческим, конечно, меркам), предположительно в первой четверти XV века, появилась летописная повесть «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», которая вместе с «Задонщиной» и «Сказанием о Мамаевом побоище» составили цикл военных летописных повестей о сражении.

Эти произведения древнерусской литературы наполнены патриотическим пафосом авторов, живописующих подробности победы над давним угнетателем – Ордой. В них прославляется русский народ и, конечно, вдохновитель и организатор победы – великий князь московский Дмитрии Иванович. Должное отдаётся и его двоюродному брату Владимиру Андреевичу, князю Серпуховскому и Боровскому, а также других князей, приведших на Куликово поле свои дружины. 

Отмечается великая цена, заплаченная за победу над степняками, – огромные жертвы русского народа за века до и во время Куликовской битвы, ибо силён был враг. Учёные отмечают, что события 1380 года даются в этих повестях в широкой исторической перспективе: Куликовская битва сравнивается с битвой на Калке, Мамай – с Батыем, а борьба с Золотой Ордой рассматривается как продолжение многовекового противостояния Руси с кочевниками – печенегами и половцами. Авторы, например, «цитируют» Мамая: «Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви Божии спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим». Но ничего не вышло у агрессора: он был разбит и с позором бежал, что открыло новую страницу в истории государства российского.

Безусловно, нужно учитывать христианскую ментальность князей и войска: после победы они прославили Господа, Матерь Божию Богородицу и святых, которые с неба поражали татар. То есть исход боя определялся не столько действиями полководца и мужеством воинов, сколько попечением высших сил, даровавших победу русским.

В этом же ряду стоит и «Задонщина» – поэтическая повесть о Куликовской битве, сохранившаяся в шести списках и двух редакциях. Автором этого произведения считается брянский боярин Софоний, ставший впоследствии священником (хотя существует и гипотеза о вторичности его авторства). «Задонщина» написана в духе знаменитого «Слова о полку Игореве» – это песнь славы победителям и стон горя от числа павших на поле брани.

Важный вывод автора: победа на Куликовом поле стала результатом преодоления розни, итогом единения русских сил во главе с великим московским князем Дмитрием Ивановичем, вставших рука об руку «за землю русскую, за веру христианскую». 

Центральное место в «Задонщине» занимает художественное описание боя на Куликовом поле. Первая половина сражения – татары русских теснят, наши воины массово гибнут, их оплакивают женщины - завершается поражением русских. Вторая часть «Задонщины» – похвала, ликование победа после того, как в бой вступает полк воеводы Дмитрия Боброка. 

Литературоведы отмечают, что в «Задонщине» широко используются приемы и образы фольклора, народной поэзии, песенные ритмы. Так, словно соколы и ястребы, устремляются русские воины на вражеские стада гусиные и лебединые. 

Серединой XV века учёные маркируют возникновение ещё одного значимого литературного произведения: на основе летописной повести о Куликовской битве, «Задонщины» и устных преданий было создано «Сказание о Мамаевом побоище», дошедшее до нас в более чем ста списках и в шести редакциях. Здесь уже налицо художественность до стадии беллетризации повествования, когда автор стремится не столько к историчности рассказа, сколько о его занимательности, благодаря чему в тексте немало вымышленных, сугубо художественных эпизодов. Так, сообщается о посылке князем Дмитрием в качества посла к Мамаю Захария Тютчева, о посещении московским князем Троицкого монастыря и другие. Вымысел в данном случае работает на выполнение авторской задачи: передать потомкам не столько букву, сколько дух событий времён Куликовской битвы.

Некоторые исследователи считают особо показательным то, что в «Сказании…» идея единения перед лицом врага перерастает рамки русских границ и приобретает межнациональное значение: в частности, в этой связи говорится о необходимости объединения усилия не только русских, но и литовских князей.

В ряду произведений древнерусской литературы о Куликовской битве упоминают также «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя руськаго» и другие произведения. Все эти авторы, хотя их имена порой история до нас и не донесла, заложили традицию, фундамент «куликовской литературы». К этой теме прозаики и поэты как обращались в XIV-XV веках, так и по сей день обращаются. Вышло множество книг, библиография – гигантская: произведения во всех жанрах и формах, посвящённые Куликовскому сражению, насчитывают сотни и тысячи названий и авторов. 

Сориентироваться в этом литературном море интересующимся отечественной историей помогают специалисты музея-заповедника «Куликово поле», скрупулёзно собравшие и систематизировавшие произведения, так или иначе касающиеся всего, что связано с Первым ратным полем России. По адресу: https://kulpole.ru/bitva/literatura можно найти всеобъемлющий банк данных «Литература о Куликовской битве и Куликовом поле». О трудах современных исследователей исторической темы и территории сражения можно узнать здесь: https://kulpole.ru/about/izdaniya-muzeya .