Назад

03 августа 2023

История одного экспоната. Клад криц

Более двухсот подлинных артефактов – свидетелей многовековой трудовой славы тульских металлургов и кузнецов – демонстрируются на новой выставке «Тула. Город на железной реке» в Музее-лаборатории Пространства «Археология» - представительства Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Одним из наиболее значимых экспонатов является клад горновых криц XIV-XV веков.

Уникальный комплекс - клад из 60 горновых криц конца XIV – начала XV века - археологи Государственного музея-заповедника «Куликово поле» считают одним из ключевых экспонатов выставки «Тула. Город на железной реке». Клад был найден специалистами Тульской археологической экспедиции (ТАЭ) на месте поселений древних металлургов у деревни Малая Стрекаловка. В 2018-2019  годах археологи выявили здесь участок культурного слоя, насыщенного древесным углём, металлургическим шлаком, фракциями железной руды, обожженной глиной, фрагментами перекаленных керамических сопел. Полученная информация позволила ученым сделать предположение о расположении в этой части памятника производственной зоны по выработке  железа. Клад горновых криц, найденный у Малой Стрекаловки, развеял последние сомнения насчет активного развития металлургии в Туле задолго до появления Городищенских заводов, которые в XVII  веке основал российский купец, заводчик и дипломат голландского происхождения Андрей Денисович Виниус. 

Термин «крица» встречается в письменных источниках, начиная с XV века. Так называлась мера низкосортного железа. Древние металлурги, в зависимости от качества выработки, различали горновую крицу, крицу, которая прошла первичную обработку от шлака, и товарную крицу.  

Что требовалось средневековым мастерам для получения горновой крицы? Вот пять важнейших «элементов», которые сошлись на берегах реки Тулицы: 

• болотная руда, разновидность бурого железняка – лимонита, которой были богаты реки Упа и Тулица; 

• вода – именно на берегах мастера находили залежи болотной руды, а позднее благодаря ей на железоделательных заводах обеспечивалась вододействующая тяга; 

• глина для возведения сыродутного горна, в котором вываривалось железо; 

• древесный уголь - топливо для выплавки руды; 

• воздух - он нагнетался в железоделательный горн и в ямы для обжига древесины мехами и способствовал созданию необходимой для производства железа или качественного угля температуры. 

И, конечно, главным в работе оставался мастер! Именно благодаря тульским углежогам, металлургам и кузнецам в течение многих веков развивалось металлургическое производство: от варки железа в небольших глиняных горшках до доменного литья чугуна.  

На Руси к трудоемкому и длительному процессу по изготовлению крицы привлекали кричника – ремесленника-металлурга, который использовал единственный на тот момент способ производства – сыродутный. В предварительно раскаленный до 600-800℃ горн мастер послойно засыпал руду и древесный уголь, закрывал отверстие, оставляя место для глиняной трубки, и нагнетал через получившееся сопло сырой воздух. При температуре около 1200℃ происходило восстановление железа и спекание его в массу, пропитанную шлаком, - горновую крицу. На получение крицы весом 2 килограмма требовалось 4-5 часов, не считая времени на прогрев горна. После переплавки руды мастер клещами вынимал крицу из горна, затем многократно проковывал ее для того, чтобы механически удалить шлак и получить более чистый металл.

Крица была результатом первичной обработки горновой крицы, в которой частично удалили шлаки. Товарная крица имела определенную стандартную форму, массу и размер, и представляла собой готовое сырье для поковок. Также мастера использовали термин «полуфабрикат» для продукта заключительной стадии обработки горновой крицы, то есть монолитной массы металла, пригодной для кузнечной ковки.

Чтобы досконально изучить все этапы и нюансы средневекового производства железа из крицы и особенности работы древнего металлурга, археологи музея-заповедника «Куликово поле» совместно с кузнецом-реконструктором Михаилом Раткиным провели уникальный эксперимент. Рязанский умелец выковал из подлинной крицы XIV-XV веков копию средневекового ножа. И крица, и нож были обнаружены у деревни Малая Стрекаловка на месте древнего металлургического центра.

Для эксперимента Михаил воссоздал в своей мастерской сыродутный горн – копию экспоната из Музейного комплекса «Куликово поле» в Моховом - и приступил к проковке крицы. Крица попалась пористая, с большим количеством шлака. Задачей кузнеца-реконструктора стало «выдавливание» включений, очищение и варка монолитного куска – заготовки. Для ее выполнения Михаил нагрел горн до максимальной температуры – порядка 1200℃. Часть шлака вытекла сама, а остальную кузнец убрал молотком и сформировал заготовку. 

В результате эксперимента из килограммовой горновой крицы получился нож с длиной лезвия 13 см и длиной хвостовика 9 см, а массой всего 132 грамма. Такие большие потери материала кузнец-реконструктор объяснил значительной зашлакованностью исходного сырья. Благодаря эксперименту стало очевидно, почему в прошлом так высоко ценились профессия металлурга и кузнеца. 

Все этапы эксперимента по изготовлению ножа из крицы были сняты на видео. Ролики, вместе с оружием, отвечающим всем параметрам средневекового изделия, можно увидеть во время посещения экспозиции «Тула. Город на железной реке». Благодаря открытому фондовому хранению, гости музея могут в буквальном смысле прикоснуться к металлургическому процессу – потрогать лимонит и крицы на разных этапах их очистки от шлака. Одна из криц, демонстрируемых на выставке, снабжена этикеткой на шрифте Брайля.