Назад

13 июля 2023

Археологическая керамика: из рук реставраторов в экспозиции музея-заповедника «Куликово поле»

Термины «гончарство» и «керамика», происходящие от греческого keramike - гончарное искусство, археологи применяют для характеристики одной из важнейших и древнейших технологий – производства предметов из обожженной глины. Появление керамики – первого искусственного материала, созданного человеком и использовавшегося впоследствии для его нужд, знаменовало переход на новую ступень в развитии человеческого общества. 

Изделия гончарного производства - от неолита до Нового времени - ученые считают одним из самых информативных видов находок. Керамические артефакты несут ценную информацию о сложных историко-культурных процессах, связях и традициях, которые формировались в древних общностях при взаимодействии людей друг с другом и окружающей средой.

Керамика в работе археологов и реставраторов музея-заповедника «Куликово поле»

Фрагменты керамики составляют значительную долю находок специалистов Тульской археологической экспедиции Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Прежде чем стать экспонатом какой-либо экспозиции, они проходят через руки реставраторов. Насколько трудоемким и длительным будет процесс сохранения и восстановления находки - зависит от ее состояния. 

В области реставрации керамики, фарфора и предметов из металла музей-заповедник «Куликово поле» является одним из ведущих в Центральной России. Многие специалисты, посвятившие жизнь сохранению национального достояния страны, работают в тульском музее с момента его создания. Свой профессиональный путь они начали под руководством опытных коллег из Государственного исторического музея, обучаясь реставрировать предметы, которые обнаружили во время экспедиций археологи. Среди специалистов, рьяно преданных своему делу, - реставратор произведений из керамики 2 категории Екатерина Лапынина и научный сотрудник отдела археологических исследований Инна Маркина. На основе авторитетного мнения экспертов мы раскроем секреты артефактов из глины и поделимся интересной информацией в статье музейного блога. 

Изделия гончарного производства занимают более четверти всего фондового собрания Государственного музея-заповедника «Куликово поле». В основном это предметы, поступающие в музей после раскопок. Среди них посуда  - горшки, кувшины, мискообразные сосуды, предметы бытового назначения – сопла, пряслица, строительная керамика - кирпич, изразцы, черепица. 

Уникальные экспонаты – горны

Не каждый музей может похвастаться крупногабаритными экспонатами. Однако археологические находки  могут  быть весьма объемными, а экспозиция без них - недосказанной. К таким артефактам можно отнести гончарные и сыродутные горны, созданные из глины. Раздавленные под толщей земли или надежно укрытые ею, они оказываются в поле зрения археологов, изучающих гончарные и металлургические центры древних мастеров. 

Активные исследования ученых музея-заповедника «Куликово поле» подарили нам несколько таких уникальных и информативных экспонатов. Гончарный горн, найденный на территории древнерусского поселения близ села Монастырщино и датируемый XIII-XIV веками, представлен в экспозиции «Сказание о Мамаевом побоище» в музее «Тульские древности». А в Моховом, в Музее Куликовской битвы, находятся сразу два горна – гончарный и железоделательный. 

Горны в Музее Куликовской битвы 

Металлургический сыродутный горн, найденный в августе 2014 года во время археологических исследований селища Колесовка-4, сохранился практически в неизменном виде.  Сотни лет назад мастер установил его в заглубленной в грунт постройке, в то время как большинство его «сородичей» ставились на земле и разрушались временем и распашкой. Немаловажную роль сыграла и оперативная работа реставраторов, благодаря которым находку удалось законсервировать на месте, а также сберечь уникальные артефакты, среди которых летка металлургического горна и несколько фрагментов необожженных заготовок сопел из синей глины. Летка представляла собой массивную заслонку, закрывавшую устье горна во время варки железа. Как правило, после завершения процесса она разрушалась, и обнаружить ее на селище стало для археологов большой удачей. 

Сегодня сыродутный горн является одним из главных артефактов Музея Куликовской битвы, рассказывающих о древней металлургии в Тульском крае. Появлению экспоната в выставочном пространстве предшествовал ряд сложных реставрационных работ. Реставраторы музея-заповедника «Куликово поле» очистили печь, замазали небольшие трещины, пропитали специальным раствором для надлежащих условий хранения, затонировали восполненные элементы и нанесли защитное покрытие. 

Гончарный горн, также представленный в Музее Куликовской битвы, археологи нашли в 1994 году во время изучения поселения Монастырщино-5. Двухкамерную гончарную печь специалисты вырезали из земли, затем перевезли в село Монастырщино с целью позже отправить в Государственный исторический музей. Но обстоятельства изменились, горн в Москву так и не переехал, стал постепенно разрушаться и попал к реставраторам лишь спустя несколько десятилетий. 

В отличие от сыродутного, восстановление гончарного горна требовало неимоверных усилий. Однако реставраторы музея-заповедника «Куликово поле» справились с работами на «отлично». Специалисты отчистили керамические фрагменты, пропитали их консервирующим раствором. В итоге все детали  соединили в грушевидную форму - от топки (куда закладывались дрова) до пода (на который ставили посуду для обжига) и куполообразного свода. Какие-то элементы реставраторам пришлось восстанавливать по фотографиям археологов и аналогиям. 

Не только гончарный горн, но и керамика, которая в нем обжигается, хранят в себе огромный пласт информации: о технологических особенностях изготовления посуды, о символизме орнаментов и быте наших предков. Керамические находки дают возможность проследить даже такие глобальные процессы, как перемещения людей, ее сделавших. 

Клейма на донцах сосудов и кирпичах

Фрагменты глиняных сосудов - самые массовые находки у археологов. Среди них тоже есть свои «сокровища». Иногда на внешней стороне сосудов гончары оставляли клейма. Подобные орнаменты были обнаружены на посуде с территории Куликова поля и Тулы. Времена их создания разные. К примеру, находки с поселения Малая Стрекаловка датируются XV веком. 

Большинство клейм несут символы креста в круге или квадрате, свастики, различных вариантов цветка или подражания буквам. Исследователи считают, что, несмотря на разнообразие символики, практически все знаки можно трактовать как изображение центра мироздания. По всей вероятности, сосуды клеймили и при совершении обрядов – они выступали в качестве символов-оберегов. Ученым-этнографам также известны случаи использования креста «для запечатывания» горна при обжиге керамики. Гончары считали, что он предохраняет посуду от порчи. 

Клейма на донцах сосудов в экспозиции «Сказание о Мамаевом побоище» в музее «Тульские древности»

Уже к XVII веку клейма на посуде исчезли, их начали ставить на строительную керамику для обозначения производителя и места производства. В фонде этнографии и историко-бытовых предметов музея-заповедника «Куликово поле» хранятся кирпичи и печные изразцы начала XX века с клеймами местных производителей.  На них различимы печати: «Щокин ТУЛА», «Кафельно-кирпичный завод БАСИНА в Туле». Есть также печные изразцы с клеймами Российской Империи и Германии.

Клейма тульских кирпичников в экспозиции «Секреты тульских мастеров» в музее «Тульские древности»

Тульские «барыни»

Особого внимания среди археологических находок из керамики заслуживают «барыни» - антропоморфные фигурки, найденные в ходе археологических работ в историческом центре Тулы. Они представляют собой стилизованные женские статуэтки в головных уборах с соединенными на животе руками. Одета керамическая «барынька» в платье с колоколовидной юбкой. Голова у нее круглая, нос вылеплен, детально прорисованы черты лица, а в затылочной части имеется место для прикрепления головного убора, по обыкновению - кокошника. Одежда тульских «барынь» расписывалась ангобом красных оттенков или краской темного цвета, имитирующей детали платья - ворот, складки юбки. Встречаются также фигурки с налепными элементами. Узнаваемый образ «тульской барыньки» складывается из сочетания лаконичности формы и простоты росписи. Примечательно, что антропоморфные игрушки, а особенно женские, в раскопках встречаются нечасто.

Тульская «Барыня» в Музее-лаборатории Пространства «Археология»

Интересны также статуэтки, найденные во время работы специалистов Тульской археологической экспедиции в Гончарной слободе. Фигурки, изображающие горожанок, офицеров и представителей духовенства, можно отнести к ранним экземплярам тульской городской игрушки - местному промыслу, известному с конца XIX века. Статуэтки имеют вытянутые пропорции. Детали одежды тщательно проработаны, выполнены в технике налепа. В декоративной скульптуре из Гончарной слободы мы видим, как мастера, перерабатывая новые импульсы, сформировали оригинальный художественный стиль с собственной пластической манерой, который в дальнейшем определил развитие целого городского промысла.

Нюансы работы реставраторов музея-заповедника «Куликово поле»

Археологическая керамика, поступающая в фонд музея-заповедника «Куликово поле, часто нуждается в реставрации. Найденные изделия несут на себе следы многолетнего пребывания в земле. Грунтовые воды, агрессивные почвенные растворы, микроорганизмы влияют на постепенное разрушение предметов. Часто реставрация предшествует научному изучению предмета, являясь необходимой частью данного процесса. Порой после удаления загрязнений меняются типовые характеристики и хронологические рамки бытования экспонатов, открываются их уникальные стилистические особенности. При очистке от поверхностных загрязнений реставраторы всегда учитывают характер поверхности и степень сохранности. «Самыми сложными считаются предметы, которые сильно разрушены. Практически все изделия из керамики нуждаются в укреплении, и к каждой вещи нужен индивидуальный подход», - рассказывает научный сотрудник отдела археологических исследований Государственного музея-заповедника «Куликово поле», реставратор по керамике Инна Маркина. 

Реставратор Инна Маркина на встрече с посетителями Научного центра «Археология и реставрация»

К реставрации музейной керамики существует несколько подходов, отличающихся степенью вмешательства, которая зависит от состояния сохранности предмета, научной обоснованности, а также эстетической потребности. Главная задача этапа очистки и консервации без восполнения утрат - прекращение или замедление разрушительных процессов, придание предмету долговременной сохранности. При втором реставрационном подходе утраты восполняются, но без восстановления цветового решения. Здесь четко видна степень сохранности предмета и место восполнения утраты. Третий подход заключается в полном восполнении утрат с последующим воссозданием цветового решения. Граница реставрационного восполнения должна быть различима при рассмотрении. Предмет приобретает вид, наиболее близкий к первоначальному состоянию. 

Фотоотчет реставратора о проделанной работе

Иногда, чтобы отреставрировать предмет, специалисты ищут аналогии. Подробностями данного процесса делится реставратор по керамике, стеклу и фарфору Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Екатерина Лапынина: «Есть аналогия косвенная, когда мы ищем по каталогам похожие изображения, а есть прямая. Если же изображений предметов, аналогичных утраченным, найти невозможно, артефакт остается в неизменном виде». Екатерина всегда обращает внимание на важность принципа обратимости в реставрации: «Все клеи и другие вещества, которые специалист использует в восстановительной работе, можно убрать так, чтобы изделие, при необходимости, вернулось к своему первоначальному варианту».

Узнайте больше о древней керамике и станьте реставратором!

С археологической керамикой реставраторы музея-заповедника «Куликово поле» активно знакомят посетителей. В экспозициях представлены многие артефакты, обнаруженные при археологических раскопках на территории Первого ратного поля и соседних регионов. К примеру, на выставке «Тула. Город на железной реке» в Музее-лаборатории Пространства «Археология» можно увидеть фрагменты глиняной поливной посуды XII века. В Музейно-мемориальном комплексе героям Куликовской битвы в селе Монастырщино представлены груболепные кухонные горшки и лощеная столовая посуда из городищ Борисово и Щепилово, поселения Слободка, а также рыболовные грузила, глиняные льячки и пряслица – грузики для веретена – находки со славянских поселений Окско-Донского водораздела IX-X веков. Гордость музея – бытовая печь из жилища гончара XII-XIII веков, которая использовалась для отапливания дома по-черному и приготовления пищи. В Музее Куликовской битвы в Моховом тоже много керамических артефактов, среди которых, наряду с гончарным и сыродутным горном, представлена глиняная посуда XII-XIV веков. 

Бытовая печь в экспозиции «Дон. Вся история на берегах одной реки»

В рамках Дня реставратора, Открытых дней археологии, проводимых ежегодно по инициативе Института археологии РАН, или на иных мероприятиях, посвященных важным профессиям археолога и реставратора, сотрудники музея-заповедника «Куликово поле» предлагают эксклюзивные экскурсии и мастер-классы. Дети и взрослые узнают на них интересные факты о тульских гончарах, пробуют себя в роли мастеров-керамистов, приобретают навык склейки «руинированного» сосуда. 

Во время эксклюзивных занятий можно стать свидетелями удивительного  эксперимента. Реставратор Инна Маркина показывает, как сделать копию изразца по технологии мастеров из тульской Гончарной слободы при помощи копии штампа-матрицы. Лекции, посвященные игрушкам, вызывают живой интерес в среде мастеров, занимающихся возрождением тульской городской игрушки. Специалисты музея находятся в постоянном контакте с народными умельцами и обмениваются с ними знаниями.